Четверг
20.09.2018
23:04
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [6]
Уроки, уроки, уроки... [0]
Конспекты уроков по предметам начальной школы
Поиск
Погода
Октябрьский Городок 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Нужные кнопочки

    Банк Интернет-портфолио учителей
    Моя школьная страна - сайт Мухиной Ольги Александровны
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОСНОВА ФГОС

    Мухина Ольга Александровна,
    учитель начальных классов
    МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок»
    Татищевского района, 89033833373

     

     

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОСНОВА ФГОС

     

     

    «Родной край, его история - основа,

    на которой только и может осуществляться

    рост духовной культуры всего общества».

    Д. С. Лихачев

    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

    Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

    Педагоги начальной школы МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок» работают по ОС «Школа 2100». Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100», Цель образовательного процесса в понимании Образовательной системы «Школа 2100» – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности. Таким образом, воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

    Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

    Одной из основных функций учителя должно быть  в настоящее время, как мне кажется, создание условий для творческого развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации не только на уроке, но и во внеурочное время. Достичь этого в начальной школе можно путем включения учащихся в деятельность, которая выходит за рамки программного материала. Такая деятельность должна заинтересовать ученика, увлечь.

    На протяжении последних четырех лет я руковожу кружком «Малая Родина».  Целью работы кружка является  углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Мною поставлены следующие задачи в работе кружка:

    Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.

    Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

    Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

    В кружке занимаются ученики 1 – 4 классов.

    Методика ознакомления детей с родным посёлком и воспитание любви к своему краю разнообразны. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, экскурсии, и демонстрация иллюстративного материала, и широкое использование художественных произведений, беседы во время прогулок, рассказы учителя об истории посёлка, его людях. Поэтому в рабочей программе кружка ежегодно освещаются разделы: «История моего села», «Моя родословная», «Природа моего края» и другие. Кружковцы принимают активное участие в праздниках, акциях, конкурсах: в праздновании Дня школы с проектом «Нет милей и краше школы нашей», в поисковой акции «Великая Отечественная в истории моей семьи», представляли свой опыт проектной работы в рамках Дня партнерского взаимодействия, с экологическим проектом «Мы бьем тревогу» принимали участие в региональном семинаре «Реализация Программы духовно-нравственного развития в образовательном процессе школы» и т.д. Большое внимание в работе кружка уделяется экологическому воспитанию учащихся. Проблемы экологии начинаются с малого – это объясняю детям, а затем мы вместе решаем, какими же путями можно избежать той или иной проблемы либо успешно ее решить. Мы принимаем активное участие в акциях Международного Фонда защиты животных IFAW.

    По моему мнению, кружковая работа не может быть полной и результативной без активного сотрудничества родителей, поэтому с самого начала деятельности кружка у нас создан родительский совет, родители всегда являются нашими активными болельщиками на всех конкурсах, акциях и праздниках.

    Я считаю, что знания, полученные детьми на занятиях кружка «Малая Родина»  помогут им не только в изучении школьных предметов (краеведения, истории), но и позволят стать культурными, знающими особенности родного края людьми.

    Каковы же ожидаемые результаты по духовно-нравственному развитию?

    1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

    2. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

    3. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

    4. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа - центр социокультурной среды.

    5. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

    Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». То есть надо, вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Именно поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся  в нашей школе интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

    Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. А для современного учителя важно не вторгаясь в духовный мир ученика, понять этот мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самосозидания ученика.

          

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Mushka (09.03.2013)
    Просмотров: 4446 | Рейтинг: 4.3/6
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: